Работа с одаренными детьми на уроках информатики
Проблемы работы с одаренными учащимися — одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении . Я считаю, что долг и дар учителя заключается в том. чтобы создать условия , в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации. Мой учебный предмет – информатика, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей , так как здесь как нигде ещё , реализуются межпредметные связи.
Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми школьниками по информатике в школе свидетельствует о необходимости и открывающихся возможностях её дальнейшего совершенствования.
Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми по следующим параметрам: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое и продуктивное мышление, способности к изо и исполнительскому искусству, психомоторные способности). ОД не всегда проявляется внешне, т. е. нет интеллектуального блеска, может быть пассивным, застенчивым, может быть из неблагополучной семьи. Высокая мотивация к достижению, положительное отношение к школе служит признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном. Есть те, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядной обучаемостью, а вот есть такие дети творческого склада ума, у которых своевольное поведение, независимый характер, они непослушны. Такие дети нередко учителей раздражают, в них одаренность они не видят.
Виды одаренности: — интеллектуальная; творческая; академическая; художественно-эстетическая; социальная или лидерская; психомоторная (т.е. спортивная).
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Моделирование подобных ситуаций на уроке способствует тому, что каждый одаренный ребенок, так или иначе, раскроет в себе новые способности.
Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность на уроках является проектный метод. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Подобную работу можно проводить, начиная с 8 класса.
Исследовательская деятельность учащихся предполагает несколько этапов:
- Постановка проблемной ситуации
- Сбор и обработка материала
- Презентация проекта
- Обсуждение
Эта форма работы требует соблюдения нескольких правил, которые позволят организовать исследовательскую деятельность детей.
Во-первых, учащиеся должны иметь четкий план действий, разработанный ими в группе или индивидуально. В плане прописана деятельность каждого участника, определена цель исследования, составлен алгоритм достижения поставленной цели.
Во-вторых, дети должны четко представлять, каким будет итог выполнения каждого этапа и конечный продукт исследовательской работы. Возможно, это будет презентация, web-сайт, публикация и т.д.
Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы.
Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность (спецкурсы, факультативы). Здесь происходит подготовка детей к участию в различных мероприятиях в школе, городе, стране.
Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, телекоммуникационных проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Для одаренного ребенка свойственна высокая концентрация на интересующем его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели. Одаренные дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные задачи. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу. В такой ситуации учителю, прежде всего, необходимо быть доброжелательным и чутким, не критиковать, а, наоборот, хвалить ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление.
Другой вариант работы внеклассной работы с одаренным ребенком — индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
В этом случае учителю в работе необходимо:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам.
- Продумать методику обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени.
Цели программы по информатике:
- выявление и поддержка одаренных учеников;
- формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;
- повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;
- эффективное продолжение основного образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;
- целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;
- образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;
- создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.
Задачи программы.
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки,
- создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым школьникам и консультирования родителей и учителей;
- создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы; обеспечение одарённым и талантливым школьникам, возможностей для их профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня; создание условий для укрепления здоровья одарённых детей, преодоления диссинхронии интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития, биологических издержек одарённости;
- привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;
- практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики;
- знакомство с современными информационными технологиями;
- развитие алгоритмического мышления учащихся на примере изучения языка программирования Turbo Pascal;
- вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в школе;
- воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам; проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.
Прогнозируемые результаты
Реализация мероприятий программы позволят:
- создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;
- создать возможности для проявления одарённости и таланта;
- обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;
- создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;
- внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей-предметников
Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным конкурсам и фестивалям.
Список использованных источников:
Социальная сеть работников образования
предыдущие:
- Использование метода проектов на уроках информатики в МОУ СОШ №1 города Похвистнево
- Как избежать конфликтов в интернете?