Экзаменационные билеты по информатике 9 класс
Оглавление
Пояснительная записка
Билеты для государственной (итоговой) аттестации по информатике в устной форме за курс основного общего образования составлены на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). В то же время они учитывают содержание действующих в настояние время Обязательного минимума содержания основного общего образования (приказ Минобразования России от 19 мая 1998 г. № 1236) и Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30 июня 1999 г. № 56), которые практически полностью реализуются в основной школе.
Комплекты билетов отражают в полной мере федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования и включают также некоторые устоявшиеся в курсе информатики темы, имеющие свое продолжение в старшей школе и впоследствии традиционно присутствуют на вступительных экзаменах в ссузы и вузы. Представленный экзаменационный материал независим от конкретной реализации содержания предмета в существующих учебниках. Комплект можно считать универсальным, поскольку содержание теоретической части ориентировано на федеральный компонент государственного стандарта основного общего образовании, а содержание практической части предполагает проверку уровня компетентности в сфере ИКТ. Это подразумевает, что при решении конкретной задачи курса информатики или из любой смежной отрасли знаний необходимо опираться на теоретические знания и практические умения в области информационных и коммуникационных технологий.
Комплект состоит из 20 билетов.
Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в соответствии с государственным образовательным стандартом по предмету в разделы: «Информационные процессы» и «Информационные технологии». Содержание раздела «Информационные процессы» подразделяется на следующие темы: «Представление информации», «Передача информации», «Обработка информации. Алгоритмы», «Компьютер», «Информационные процессы в обществе». Содержание раздела «Информационные технологии» состоит из следующих тем: «Технология обработки текста», «Технология обработки графики», «‘Технология обработки числовой информации», «Технология хранения, поиска и сортировки информации и базах данных», «Телекоммуникационные технологии».
Комплект билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содержит две части — теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ учащихся с возможной демонстрацией на компьютере необходимой для ответа иллюстративной части. Это может быть описание объектов изучения, их существенных признаков, свойств, связей между ними, т.е. раскрытие сущности изученного объекта. Качественные характеристики усвоения изученного материала могут отличаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформированных знаний, и других случаях — прочность и действенность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и оперативного применения знаний учащимися. Описанные качественные характеристики являются критериями оценивания результатов обучения учащихся.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Практическая часть содержит задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данного раздела экзамена — проверить у выпускника уровень компетентности в сфере ИКТ (сформированность умений оперировать теоретическими знаниями и изученным программным обеспечением, умение применять его для решения практических задач).
Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс операций с конкретным программным пакетом, но при этом демонстрируются также общие знания и умения в области «Информатика и ИКТ»: запуск программ на исполнение, чтение и запись файлов данных, выбор оптимального формата хранения и представления объектов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения информационных и коммуникационных технологий, достаточную для продолжения образования. Таким образом, проверяются как специальные (предметные) умения, которые формируются в процессе изучения конкретно учебного материала, так и умения рациональной учебной деятельности, т.е. умение планировать учебную работу, рационально ее организовывать, контролировать ее выполнение.
Содержание практической части представлено заданиями следующего содержания:
- Построение алгоритмов:
- для управления учебным исполнителем (основные алгоритмические структуры);
- для обработки величин с реализацией на языке программирования (ветвление, цикл, массив или вспомогательные алгоритмы).
- Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом. Организация индивидуального информационного пространства. Работа с архиваторами и антивирусными программами.
- Создание и редактирование текстовых документов, в том числе с включением объектов (таблиц, изображений и пр.).
- Создание графических изображений средствами графического редактора. Ввод изображения через сканер или с цифрового фотоаппарата. Обработка цифрового изображения.
- Создание базы данных. Организация поиска информации в базах данных.
- Работа с электронной таблицей. Построение диаграмм и графиков по табличным данным. Проведение вычислительного эксперимента в среде электронной таблицы.
- Создание мультимедийной презентации на основе шаблонов.
- Поиск информации в Интернете с применением языка запросов.
К комплекту билетов имеется приложения с практическими заданиями по заданным темам.
Подготовка и проведение экзамена и оценивание ответов.
Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам может быть в диапазоне oт 10 до 40 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.
Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (складывается из нескольких мнений членов экзаменационной комиссии).
Экзаменационной комиссии рекомендуется вначале принять практическое задание, которое оценивается дихотомически: сдано/не сдано. Принятая комиссией практическая часть по выбранному билету означает, что учащийся уже может претендовать на оценку «3» или удовлетворительно. Далее при устном ответе на теоретическую часть билета учащийся может добавить к имеющимся баллам еще один или два балла в зависимости от качества подготовки. Таким образом, применяется накопительная система оценивания, соответствующая традиционной пятибалльной шкале.
На «4» оценивается ответ в целом на билет, если при ответе на теоретическую часть билета были допущены незначительные ошибки, иногда нарушалась последовательность изложения или отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания.
На «5» оценивается ответ в целом на билет, если учащийся при ответе на теоретическую часть билета продемонстрировал системные полные знания и умен ил по поставленному вопросу. Содержание вопроса учащийся изложил связно, в краткой форме, раскрыл последовательно суть изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность полученных знаний и умений, не допускал терминологически;» ошибок и фактических неточностей.
Билет 1
- Понятие информации. Виды информации. Роль информации и живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
- Нарисовать в среде учебного исполнителя прямоугольную рамку вдоль края экрана (поля рисунка), используя вспомогательный алгоритм (процедуру).
Билет 2
- Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.
- Подготовить афишу к спектаклю «Буратино», подготовленного театральной студией «Юность». При подготовке текстового документа использовать различные размеры, начертания и виды шрифтов . Список действующих лиц и исполнителей подготовить при помощи таблицы. Использовать внедренны е объекты: рисунок, символ, WordArt.
Билет 3
- Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный обьем текста.
- В графическом редакторе Paint открыть файл dog.jpg. Дорисовать будку для собаки и любые другие недостающие детали. Раскрасить получившийся рисунок.
Билет 4
- Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.
- Создать в папке C:\EXAMEN папку с именем NЕW. Скопировать в созданную папку NEW из папки C:\WORK папку LORA и файлы gramota.doc uspev.xls. Зайти r папку C:\EXAMEN и переименовать папку LORA в папку STAR. Переместить папку STAR в папку C:\WORK. Удалить из папки C:\EXAMEN папку NEW, a из папки C:\WORK — папку STAR. Очистить корзину. Вывести содержимое папки C:\WORK\TEST\DATA в полной форме (Таблица), отсортировав ее по размеру файлов (по убыванию) Определить, какой файл в папке C:\WORK\TEST\DATA имеет самый большой размер. Вывести содержимое папки C:\WORK\TEST\DATA в полной форме (Таблица), отсортировав ее по времени создания файлов (по возрастанию). Создать в папке C:\EXAMEN папку с именем ARJ. Заархивировать все файлы из папки DATA и поместить архив в папку ARJ.
Билет 5
- Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.
- Подготовить на основе готового шаблона презентацию по теме «Устройства компьютера», состоящую не менее чем из 5 слайдов. Применить к объектам эффекты анимации. Настроить автоматическую демонстрацию слайдов.
Билет 6
- Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
- Создать структуру таблицы базы данных Ученики, содержащую следующие поля: фамилия, имя, класс, адрес, дата рождения, вес. Определить первичный ключ таблицы. В режиме таблицы ввести в базу данных 10 записей об учениках вашей школы (значения полей можно задавать произвольно). Добавить в структуру таблицы после поля «дата рождения» поле «рост». Удалить из структуры поле «вес». Заполнить в таблице поле «рост» (произвольно). Вывести на экран поля «Фамилии», «Имя», «Класс для учеников, рост которых выше 175 см (использовать запрос), отсортировав их в алфавитном порядке фамилий.Удалить из таблицы сведения об учениках с именем «Владимир».
Билет 7
- Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы.
- Работа с электронной таблицей. В банк внесен вклад размером N под Р% годовых. Определить ежегодный прирост вклада и величину вклада черен К лет.
Билет 8
- Величины: константы, переменные, типы величин, Присваивание, плод и вывод величин. Линейные алгоритмы работы с величинами.
Найти ответы на вопросы, используя поисковый сервер Rambler (www.rambler.ru) или Yandex (www.yandex.ru) Указать адрес источника информации.
1) Где и когда проводилась последняя Всероссийская олимпиада по информатике? Кто стал победителем олимпиады?
2) Где и когда проводилась последняя международная олимпиада по информатике? Каков состав российской команды и ее результат?
Билет 9
- Логические величины, операции, выражения. Логические выражения в качестве условий в ветвящихся и циклических алгоритмах.
- Разработать гипертекстовый документ «Видеотека», в котором содержится список видеофильмов (не менее трех) и ссылки на данные об актерах и режиссерах фильмов. В свою очередь, актерские и режиссерские страницы содержат ссылки на аннотации к фильмам.
Билет 10
- Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной и ветвящейся структурой.
- Создать в папке экзамен свою папку. Скопировать в нее несколько текстовых документов из папки Мои документы. Заархивировать все текстовые файлы в архив типа RAR .Создать самораспаковывающийся архив тех же файлов в своей папке. Сравнить объем двух созданных архивов. Извлечь файлы из первого архива в вновь созданную папку АРХИВ. С помощью антивирусной программы проверить наличие вирусов в папке Экзамен.
Билет 11
- Основные компоненты компьютера, их функциональное назначение и принципы работы. Программный принцип работы компьютера.
- Составьте алгоритм на языке программирования Pascal для нахождения длины окружности. Пояснить ход выполнения алгоритма, назначения основных команд программы.
Билет 12
- Программное обеспечение компьютера, состав и структура. Назначение операционной системы. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Графический пользовательский интерфейс.
- Разработать презентацию «Видеотека», содержащую гиперссылки, и которых содержатся список видеофильмов (не менее трех) и ссылки на данные об актерах и режиссерах фильмов. В свою очередь, актерские и режиссерские страницы содержат ссылки на аннотации к фильмам.
Билет 13
- Понятие файла и файловой системы организации данных (папка, иерархическая структура, имя файла, тип файла, параметры файла). Основные операции с файлами и папками, выполняемые пользователем. Понятие об архивировании и защите от вирусов.
- Открыть базу данных SPORT. Изменить размер поля «Страна» на 20. Сформировать запрос для вывода на экран фамилии и страны для спортсменов из США. Сформировать запрос для вывода на экран номера, фамилии, оценок за кольца и перекладину для спортсменов, получивших на кольцах балл не ниже 9.500.
Билет 14
- Информационные ресурсы общества. Основы информационной безопасности, этики и права.
Для проведения эксперимента выбраны 10 районов Московской области. Известны засеваемые площади и средняя урожайность по району.
Название района Площадь посева (м) Средняя урожайность (т/га) Дмитровский 93 12 Домодевский 65 17 Клинский 98 15 Лыткаринский 64 17 Люберецкий 102 17 Марьинский 155 14 Мытищинский 207 16 Орловский 307 19 Реутовским 134 21 Семеновским 45 14 Определить количество урожая, собранного в каждом районе и в целом по экспериментальным районам области, а также среднюю урожайность по всем районам. Выделить районы с самой низкой и самой высокой урожайностью.
Билет 15
- Технологии работы с текстовыми документами. Текстовые редакторы и процессоры: назначение и возможности. Основные структурные элементы текстового документа. Шрифты, стили, форматы. Основные приемы редактирования документа. Встраиваемые объекты. Понятие гипертекста.
- Составьте алгоритм на языке Pascal для нахождения суммы вклада в банке через N лет, если первоначальная сумма вклада M. Пояснить ход выполнения алгоритма, назначения основных команд программы. Составить блок-схему алгоритма.
Билет 16
- Технологии работы с графической информацией. Растровая и векторная графика. Аппаратные средства ввода и вывода графических изображений. Прикладные программы работы с графикой. Графический редактор. Основные инструменты и режимы работы.
- Перевести число 24110 в шестнадцатеричную, восьмеричную и двоичную систему счисления. Сложить числа 1101112 и 1110002 . Выполните проверку. Выполните умножение чисел 10102 и 11102 . Выполните проверку.
Билет 17
- Табличные базы данных (БД): основные понятия (поле, запись, первичный ключ записи); типы данных. Системы управления базами данных и принципы работы с ними. Поиск, удаление и сортировка данных в БД. Условия поиска (логические выражения); порядок и ключи сортировки.
- Составьте алгоритм на языке Pascal для нахождения наибольшего из трех чисел, введенных с клавиатуры. Вводимые числа различны. Составить блок-схему алгоритма. Пояснить ход выполнения алгоритма, назначения основных команд программы.
Билет 18
- Технология обработки информации в электронных таблицах (ЭТ). Структура электронной таблицы. Типы данных: числа, формулы, текст. Правила записи формул. Основные встроенные функции. Абсолютные и относительные ссылки. Графическое представление данных.
- Построение алгоритма и его реализация и среде учебного исполнителя Черепашка-ЛОГО. Напишите программу, для черепашки рисующую следующий узор: сторона равна 20.
Билет 19
- Основные принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Интернет. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение. Назначение и возможности электронной почты. Поиск информации в Интернете.
- Обработка цифрового фото в графическом редакторе. Устранение дефектов. Запустить графический редактор Gimp. Загрузить предложенный учителем файл с фотографией. Выполнить устранение дефектов, имеющихся на фотографии. Выполнить сохранение изображения код другим именем.
Билет 20
- Понятие модели, Информационная модель. Виды информационных моделей (на примерах). Реализация информационных моделей на компьютере. Пример применения электронной таблицы в качестве инструмента математического моделирования.
- C помощью векторного графического редактора, входящего в состав текстового процессора создать рисунок подобный тому, что изображен на рисунке.
предыдущие:
- Итоговый тест 9 класс 2012 год
- Ответы на вопросы к экзамену по информатике 8 класс
- Задания на умение оценивать количественные параметры информационных объектов
- Вопросы к экзамену по информатике 8 класс
- Вопросы к контрольной работе для 8 класса по теме «Устройства ввода/вывода информации»