Человек и информация. 3 класс
Урок предназначен для проведения в 3 классе. Знакомит с такими понятиями, как «сообщение», «информация». Рассматриваются органы чувств человека и виды информации.
Оглавление
Цели урока:
- подготовить учащихся к умению выделять информационную составляющую в деятельности человека;
- обратить внимание на роль информации в жизни человека;
- обобщить сведения о видах информации по форме ее представления на основе анализа примеров.
Задачи:
- узнать и уметь называть виды информации по форме ее представления;
- понимать значения слов «информация» и «сообщение», уметь правильно использовать их;
- развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию.
Ход урока.
Организационный момент.
Знакомство с оборудованием компьютерного класса, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке.
Объяснение нового материала.
Природа одарила человека пятью органами чувств. Это нужно для того, чтобы он мог воспринимать информацию.
Органы чувств человека — это глаза, уши, нос, язык и кожа. В зависимости от того, какими органами чувств информация воспринимается, её называют зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, осязательной.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Зрительную информацию о предмете можно получить, даже не прикасаясь к нему.
Чтобы описать восприятие зрительной информации, люди используют слова: яркий, красочный, большой и другие.
Звуки бывают резкими, громкими, мелодичными, высокими, низкими.
По запаху можно издалека определить, что готовится на кухне: щи или гречневая каша. Даже в темноте можно по запаху отличить розу от ландыша, не прикасаясь к ним. Запах бывает сладкий, горький или кислый. Про запахи ещё говорят: стойкий, слабый, сильный, резкий. Запахи бывают приятные и неприятные.
Прикоснувшись к предмету, можно узнать: горячий он, как печка, или холодный, как снег; гладкий, как лед, или шершавый, как язык у кошки. Кожа человека воспринимает тепло или холод, мягкость, жёсткость, шершавость или гладкость предметов, колкость шипов розы. Отсюда и названия осязательных (тактильных) ощущений: мягкий, жёсткий, горячий, холодный, колкий.
Вкусовую информацию, как и осязательную, нельзя получить на расстоянии. Например, вкус пищи можно узнать с помощью языка, если положить её в рот. Пища на вкус бывает сладкой, кислой, солёной, горькой.
Информацию человек получает с помощью органов чувств. Органы чувств — это глаза, уши, нос, язык, кожа.
А зачем человеку несколько органов чувств? Рассмотрим несколько примеров из жизни.
Мама приготовила ужин для Пети и Насти. Пете она сварила кашу, Насте — пельмени и поставила тарелки на стол. Внезапно в доме погас свет. Но дети не растерялись и нашли каждый свою тарелку по запаху. Попробовав еду на вкус, они поняли, что не ошиблись.
В этом примере дети не могли воспользоваться зрительной информацией, но им пришла на помощь обонятельная и осязательная информация.
Другой пример.
Однажды зимой Ваня пошёл гулять. Дети лепили снежную бабу во дворе и Ваня с ними. А Ванина бабушка готовила на кухне обед и из окна любовалась снежной бабой. Она хоте¬ла похвалить детей, но знала, что дети не услышат её через стекло. Бабушка попыталась выразить свои чувства знаками, но дети её не поняли. Одной только зритель¬ной информации оказалось недостаточно.
Ещё один пример.
Оля осталась дома одна. Кто-то постучал в дверь. «Кто там?» — спросила Оля. «Это я», — ответили за дверью. Оля не узнала, чей это голос, и не захотела открывать. А за дверью стояла её тётя, мамина сестра. Таким образом, только звуковой информации бывает недостаточно. Получив ещё и зрительную информацию, девочка смогла бы принять правильное решение — открыть дверь своей тёте.
О чём эти примеры напомнили нам? О том, что для принятия решения человеку нужна информация. В первую очередь она обеспечивает нашу безопасность. В одних случаях не обойтись без зрительной, в других — без слуховой или вкусовой информации.
Итак, решение человек принимает, используя информацию разных видов: зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и осязательную.
В любой деятельности человека можно выделить работу с информацией. Он:
- получает сообщение в той или иной форме;
- читает рассказ или повесть, воспринимает смысл;
- передает свои мысли и чувства с помощью рисунков, песен, танцев и игр на музыкальных инструментах;
- производит вычисления (решает задачи и примеры);
- беседует по телефону или просматривает сайты в сети Интернет.
Какие еще примеры работы человека с информацией можно еще назвать? (Учащиеся приводят свои примеры).
Скажите, а какое утверждение является правильным: «В этом сообщении есть информация» или «В этой информации есть сообщение». (Если большинство учащихся выбирают в качестве правильного первое утверждение, то можно сделать вывод, что они усвоили эти понятия)
Компьютер – главный помощник человека при работе с информацией. Он не понимает мимики и жестов, но зато может многое другое. Например, быстро вычислять.
Скажите, а что еще может компьютер? (Набирать текст, оправлять электронные письма, рисовать, можно слушать музыку, записывать речь, смотреть фильмы и т.д.)
Назовите программы, с которыми вы работали дома.
Проверка усвоенного материала.
- Какие органы чувств есть у человека для восприятия информации?
- Для чего человеку пять органов чувств?
- Как называют информацию, получаемую с помощью глаз, ушей, носа, кожи и языка?
- Какую информацию можно получить, не прикасаясь к предмету?
- Для чего человеку нужна информация?
- Придумайте способы передачи информации человеку с повязкой на глазах.
Практическая часть.
Выполнить задания в рабочей тетради.
Домашнее задание.
- Прочитать текст учебника.
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- Записать в рабочую тетрадь новые слова.
предыдущие:
- Устройства ввода
- Внешняя память
- Назначение и основные характеристики памяти. Внутренняя память
- Взаимодействие устройств компьютера
- Представление о модели объекта