Человек и информация. Повторение. 4 класс
Данный урок является повторением изученного материла в 3 классе. Обобщаются сведения о видах информации, носителях информации. Во время урока проводится эвристическая беседа
Оглавление
Цели урока:
- обобщить сведения о содержании понятия «информация», ее видах и некоторых свойствах;
- на основе анализа примеров продемонстрировать многообразие способов представления информации;
- обратить внимание на способы представления и хранения информации в памяти человека и в памяти компьютера;
- расширить представление учащихся об особенностях человеческой памяти в восприятии и осмыслении информации;
- развивать наблюдательность и любознательность учащихся.
Задачи:
- уточнить понятие «информация», повторить виды и свойства информации;
- познакомить учащихся с возможностью использования нескольких способов для описания объекта;
- показать некоторые отличия и особенности восприятия и осмысления информации человеком;
- продолжить формирование информационной культуры младших школьников.
Ход урока
Организационный момент.
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на уроке.
Объяснение нового материала.
В третьем классе мы узнали о том, как человек принимает информацию и что делает с ней. Мы знаем, что информацию он воспринимает с помощью своих органов чувств. Полученная информация может храниться в памяти человека.
Информация, которую получает человек, может храниться в его памяти.
Здесь ты найдешь уроки, исследования, интересные факты и вдохновение для творчества.
Хранить информацию можно и независимо от памяти человека, для этого нужно представить её на носителе — на бумаге, доске, в памяти компьютера.
Рассмотрим это на примере.
Петя нарисовал в своем альбоме цветными карандашами лесную полянку. На ней были трава, цветы, дерево, птица и пастушок, играющий на дудочке.
На бумаге (носителе информации) мальчик сумел представить информацию которую он воспринял зрительно — глазами. Однако возможности восприятия человеком информации гораздо богаче. Мальчик долго думал, как изобразить на бумаге звуки дудочки, пение птицы и запахи цветов. Звуки он изобразил нотными знаками. Потом взял ручку и на¬писал: «Ещё поют птицы, цветы хорошо пахнут. Ягоды вкусные, а солнечные лучи теплые». Текст позволил ему представить на бумаге то, что он не смог изобразить графически.
На носителе информация хранится независимо от памяти человека.
Одновременно воспринимая разнообразные информационные потоки органами чувств, человек осознаёт только часть полученной информации.
Почему? Так устроено наше сознание — человек не может одновременно осознавать все воспринимаемые им сигналы. Человеческий мозг из всего многообразия сигналов выбирает и обрабатывает только ¬которые жизненно важные человеку в данный момент. Получив новый сигнал, мы переключаем на него своё внимание. Затем — на очередной новый сигнал и так далее.
Например, у каждого из нас в доме есть часы.
Часы обычно тикают. Но мы их то слышим, то не слышим. Если наше внимание сосредоточено на любимой песне, которую передают по радио, тогда все остальные зву¬ковые сигналы как будто «пропада¬ют» для нас. Мы перестаем слышать их, то есть осознавать, хотя они есть. Когда песня кончится, мы тут же услышим, как тикают часы.
Мозг человека из всех поступающих сигналов выбирает только те из них, которые нужны человеку здесь и сейчас.
Есть ещё одно удивительное свойство человека.
В каждый момент времени он воспринимает разную информацию всеми своими органами чувств одновременно. Например, когда мы едим яблоко, конфету или мороженое, мы ощущаем и вкус, и запах, и цвет, и шероховатость, и температуру, и твёрдость, слышим хруст.
Каждый объект является источником информации разных видов — зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, осязательной. А вот обдумывать свои ощущения мы можем только одно за другим.
Каждый объект является источником информации разных видов, а человек осознаёт только то, что наиболее важно для него.
Когда люди находятся в одном и том же месте, где одни и те же вещи, одни и те же запахи и звуки, каждый видит и слышит своё. Это происходит потому, что человек воспринимает только те сигналы, которые соответствуют его жизненным потребностям.
Человек получает информацию, когда он общается с другими людьми, наблюдает за природой, читает книги, рассматривает произведения искусства, в школе на уроках.
Компьютеру смысл информации недоступен. Здесь информацию принято делить на виды в зависимости от формы представления. Какие виды информации в данной классификации есть? (текстовая, графическая, звуковая, числовая)
Компьютер сколько информации воспринимает, столько и хранит в памяти.
Эвристическая беседа.
- Как можно представить информацию об объекте? (в виде текста, рисунка, схемы)
- Можно ли для представления информации об объекте использоваться сразу несколькими видами информации? (можно)
- Где можно сохранить информацию? (на носителе информации, в памяти человека)
- Где компьютер хранит информацию? (запоминает на оптических дисках, картах памяти и т.д.)
- Как называется материальный объект, на котором хранится информация? (носитель информации)
- Как долго компьютер может сохранить информацию? (пока человек не удалит ее)
- Какую информацию воспринимает только человек? (тактильную, вкусовую, обонятельную)
Практическая часть.
Выполнить задания в рабочей тетради.
Домашнее задание.
- Прочитать §1 «Человек и информация»
- Ответить на вопросы в конце параграфа.
- В главе «Дополнительное чтение» прочитать текст «Свойства информации».
- Выписать в рабочую тетрадь новые слова.
предыдущие:
- Человек и информация. 3 класс
- Устройства ввода
- Внешняя память
- Назначение и основные характеристики памяти. Внутренняя память
- Взаимодействие устройств компьютера